История образования села
Плехово
На живописном берегу Псла расположилось старинное село Плехово издавна известное гостеприимными жителями и своим самобытным песенным фольклором. Как предполагают, село возникло в этом месте еще в XVIIстолетии, и основали его русские переселенцы из центральных мест России.
По рассказам стариков наших предков первое поселение села Плехово размешалось в Кулиги и Гороже, в северной части угодий в 12 километрах от города Суджа.
По рассказам стариков первым в этих местах поселился Кулигин, у него была наложница, которую звали - Плеха. Возможно, от этого имени село получило свое название - Плехово. По другой версии, недалеко от поселения было озеро, которое называлось Плеховым.
А вот согласно историческим данным Курской области село Плехово образовал беглый каторжник Мишка Басов, скрываясь от правосудия, он поселился в пойме реки Псел, на Плесе (места заболоченные, труднопроходимые). Это место называется Кулига. Поселение перемещалось против часовой стрелки с северной стороны на юг, на более возвышенные места. Народ в Плехово был вольным, а крепостных крестьян никогда не было.
К сожалению, никаких признаков жилья в Кулиги и Гороже до сих пор не сохранилось. Только судя по различным находкам: множеству черепков и глиняной посуды, можно полагать, что поселенцы жили здесь много сотен лет назад. Найденная здесь глиняная посуда, расписанная всякими узорами, свидетельствует о том, что здесь жили умельцы и мастера. В городе люди находили медные монеты 16 века с надписью – деньга. Также находили полушки они тоже из красной меди, величиной с копейку.
Поселение со всех сторон было окружено непроходимыми лесами и топкими болотами. К сожалению, те леса да наших дней не сохранились, только в урочище Некучи, старики извлекали старые стволы павших деревьев, называемые водянюками, просушивали их и использовали для обогрева жилищ.
Позже, из Горожиплеховцы постепенно переселились с обжитого места на возвышенные места в поле.
Здесь жили паны Барыба, Сибиль, Косинов. Они пользовались самой урожайной землей. Панские сенокосы простирались от Куриловки до Зверева луга. Крестьяне применяли трехпольный севооборот: в первый год сеяли озимые, во второй – яровые, на третий год земля находилась под паром. Местные жители сеяли рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху и картошку по огородам. В Кулиги и Горожи сеяли коноплю. В июле из конопли женщины выбирали замашки, потом их вязали в снопы и мочили в озере 7 суток. Затем их вытаскивали на берег, сушили, привозили домой, мяли в мяльницах, подрабатывали и пряли на пряхах долгими зимними вечерами при свете каганца. И чтобы не унывать зимними вечерами, женщины пряли на пряхах и пели старинные русские песни. Когда женщина заканчивали прясть, они приступали к другой работе: начинали ткать на станках. Весной, полученные холсты белили на лугу, держали несколько дней на воде, пока холст не становился белым. Затем из него шили споднее белье и утиральники (полотенца).
Старинное село Плехово богато своими фольклорными традициями.
И по сей день достопримечательностей села Плехово всегда была знаменитая «ПлеховскаяТимоня».Оказывается само название ансамбля «Тимоня» - это целая эпоха в истории русского народа. Знаменитый плеховский танцор – Бирюков Иван Тихонович поведал старинное предание о том, как на Курской земле появился танец «Тимоня». По его словам, в давние времена в селе жил пастух по имени – Тимоня, который хорошо играл в рожок и умел отменно танцевать. И вот однажды он придумал новый танец, какой показал жителям села. С тех пор и жители села, и селяне других сначала ближних, а потом и дальних сел стали танцевать этот танец. По имени пастуха и танец стал называться «Тимоня».
Уже прошло немало лет, с тех пор, а достоверных сведений об этом русском имени – Тимоня, так и не удавалось найти. А между тем этому имени возможно уже не одна тысяча лет! Ведь не случайно Ю.А. Липкинг в своем историческом романе «В горниле», повествующем о событиях VI – VII веков н.э. одному из героев романа дал имя Тимоня, а ведь действие романа происходит на Курской земле.
В Тверской летописи, в которой рассказывается о событиях XIII века, есть трагический рассказ «Повесть о битве на Калке и о князьях русских, и о семидесяти богатырях». Среди богатырей князя Константина, сына Великого князя Всеволода Большое Гнездо, упоминается знаменитый русский богатырь – Тимоня - Золотой пояс. Какие подвиги он совершил, мало известно, но вот то, что Тимоня наводил ужас на монголо-татар хорошо известно, как и о его гибели на поле боя в этом сражении. Русские проиграли эту битву. После сражения монголы на раненных и погибших богатырей положили доски и на них устроили пир в честь победы над русскими и половцами. Известно, что в дружине этого князя были и курские воины. Да и сами Курские князья с дружинами участвовали в этой битве. Поэтому и хочется верить, что Тимоня Золотой пояс был родом из курских мест.
Изучение основных элементов танца показывает, что в нем есть несколько основных элементов построения движений в танце, какие явно свидетельствуют о очень древней культуре создания танца. Можно отметить, что в нем есть элементы древней любовной магии, элементов заклинательного характера, какие появилисьв далекие языческие времена. В нем есть и упражнения, какие использовались во время обучения искусству рукопашного боя.
К счастью многие видели этот знаменитый танец в исполнении настоящих плеховских мастеров! Многие из них уже умерли. В роли «Тимони» был Иван Тихонович, он так виртуозно проделывал все движения танца, что просто зажигал своей неиссякаемой энергией весь коллектив. Весь многочасовой танец проходил на одном дыхании, как будто какая-то неведомая сила управляла людьми. Между тем это была только небольшая часть, так как в прошлом танцевали значительно дольше. Кто теперь знает, может быть и знаменитый богатырь, Тимоня танцевал этот танец. Ведь в пластике танца есть явные, теперь уже забытые элементы русских единоборств. Очевидно, не таким уж простым пастухом был этот парень Тимоня, который смог придумать танец, какой танцевал народ и не одну сотню лет. Стоит отметить, что неслабым исполнителем этого танца был Иван Тихонович Бирюков, ведь образ петуха Тимони у него был таким убедительным, как и столетия назад. В этом сила и гармония в традиционном народном искусстве.
Фольклорный коллектив имеет свою давнюю историю. Коллектив был образован до войны, в 1936 году. Основу коллектива коллектива составили Анна Маторыкина, Анна и Мария Пронякины, Екатерина Басова, Анна Кошелева,
Яков Гламаздин, Василиса Прудникова,Евсей Ерошенко,
Павел Ерошенко.
Все они были певцами, мастерами иргать на различных инструментах, искустными плясунами в хороводах так называемых «танками».В 1937 году фольклорный коллектив знакомится с известным музыкантом-фольклористом К.В. Квитка . В 1940, а потом в 1964 году Плеховский коллектив работает с Анной Васильевной Рудненой, которая в будущем стала профессором в Московской консерватории. Плеховский фольклорный коллектив с успехом выступает в Москве в 1948г., 1954г,1957г..
В июне 1957 года плеховскийфольклорный ансамбль после успешного выступления стал известен не только в Суджанском районе,он заявил о себе на всюКурскую область! Участники фольклорного коллектива, поразив всех своим задором и талантом, завоевали первое место в областном смотре! В этом же году плеховский ансамбль покорил и Воронежскую сцену, заняв первое место в зональном смотре! А в августе этого же года коллектив отправляется в столицу на Международный фестиваль и покоряет Московскую сцену, став лауреатом и обладателем золотой медали. В подарок коллектив получил лук со стрелами и китайскую фарфоровую вазу.
В 1959 году принимает участие в III Областном фестивале молодежи и становится лауреатом фестиваля.
В 1967 году ансамбль участвует во всероссийском смотре посвященном 50-летию Советской власти и занимает первое место. В 1967г. году группа музыкантов и певиц плеховского ансамбля была приглашены в Москву для участия в музыкально-этнографическом концерте во Всесоюзном доме композиторов. А затем на сеанс грамзаписи. По этой записи была
выпушена грампластинка 1970г. из серии «Поют и играют народные исполнители», которую подготовила тогда всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия"
Еще одно издание сделал професор Московской консерватории В.М.Щуров, выпустивший компакт-диск «Сыграй Ваня».
В 1970 г. фольклорный ансамбль «Тимоня» снимается для журнала «Огонек».В 1972г. в Плехово при участие фольклорного ансамбля прошли сьемки фильма
« Синие зайцы»
В 1986 и 1991 годах плеховскийфольклорный представлял Курскую область на Всесоюзном фестивале искусств «Русская зима». В сентябре 1986 года Фольклорный ансамбль «Тимоня» был приглашен в Новгород для участия в работе Международного симпозиума под эгидой ЮНЕСКО. В 1987 году фольклорный ансамбль«Тимоня» выступал
заключительном концерте лауреатов второго Всероссийского фестиваля в Кремлевском дворце Съездов. В 1986 – 1989 годах солистов коллектива награждали почетными грамотами президиума центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культур.
С 1985 года Плехове, как набазе своей учебной работы, остановил выбор столичный детский ансамбль «Веретенце». В Москве начало формироваться свое «маленькое Плехово». В процессе работы выяснилось, что для детей совершенно незаменимы рассказы жителей село о том, что в свое время им передавались те или иные песни, танцы, музыка. И вот уже на протяжении почти 30 лет длится дружба ансамбля «Тимоня» и Московского детского ансамбля «Веретенце» , за это время не один раз ансамбль «Тимоня» принимал у себя гостей Москвы передавая им свой опыт, и выступали на сценах г. Москвы вместе с детским ансамблем «Веретенце» так и в
с. Плехово.
В 1988 году Плеховский фольклорный коллектив побывал и за границей в Скерневицком воеводстве Республики Польша,
где выступал с обширной программой в которую вошли самобытные песни и танцы.
1989г. коллектив участвует в Международном фестивале «Жемчужина Севера» г.Архангельск.
В июне 1991 года фольклорный коллектив выступал в США в Нью-Йорке на традиционной русской ярмарке во время XXVI ежегодного фестиваля искусств. Совершив турне по 40 городам Америки! Выступление закончилось 23 июля1991 года.
С 2004года ансамбль имеет звание народный, подтверждая каждые 3 года.